Сегодня очень часто можно слышать, что "в пеленки
уже никто детей не заворачивает". Молодые семьи, готовящиеся к
появлению малыша, покупают их все меньше и меньше. Педиатры
рекомендуют: "Сразу одевайте ползунки! Пеленки ограничивают движения
младенца и препятствуют его развитию". А в группах дородовой
подготовки, ориентированных на раннее развитие малышей, говорят, что
малыш должен лежать голышом. В этом случае раннее развитие и закалка
гарантированы.
Слушая все эти советы, молодые родители, всем
сердцем желающие блага своему ребенку, категорически отказываются от
пеленок. Покупают их не более 10 штук и используют как простынки,
говоря надоедливым бабушкам, которые все время пытаются спеленать
малыша, что пеленание новорожденных детей безвозвратно устарело. А
бабушки сокрушаются, ругают глупых молодых и говорят, что они мучают
ребенка. Кто же здесь прав?
Чтобы разобраться в таком, казалось бы,
очевидном вопросе, давайте вернемся к началу начал, к тому времени,
когда малыш еще находился у мамы в животе.
Сегодня появилось много
книг и журнальных статей, рассказывающих о жизни младенца до рождения,
и ни для кого не является секретом, что внутриутробный ребенок видит,
слышит, ощущает запахи и вкус. Все это означает, что у малыша еще
задолго до рождения складывается свой опыт и свое отношение к миру.
Одними
из первых ощущений ребенка являются тактильные, т.е. ощущения
прикосновения. На самых ранних сроках беременности (до 16-20 недель)
плод свободно плавает в околоплодных водах. Он практически не касается
стенок матки и свободно "парит" в ее объеме. Но постепенно, по мере
роста малыша матка становится для него тесной. Наталкиваясь на ее
стенки, он ощущает их как границы, но воспринимает эту перемену не как
сужение окружающего пространства, а как первую информацию о форме
собственного тела.
Примерно с 34 недели значительно выросший плод
занимает все внутриматочное пространство. Он буквально облекается в
ткани матки. Благодаря осязанию и тактильным ощущениям малыш получает
представление о форме своего тела, которая идентична форме матки. Таким
образом к концу беременности у ребенка складывается внутриутробный
опыт, согласно которому он ощущает себя как шар, а точнее, овоид (т.е.
тело имеющее яйцевидную форму).
Очень важно что, вынужденное
положение тела и ограниченность в движениях не являются для ребенка
неудобством. Напротив, у малыша на последних месяцах развития возникает
привычка к ограниченному пространству и характерной позе,
обусловленными формой матки, - свернувшись калачиком, тесно прижав
подбородок к груди, скрестив на груди ручки и поджав ножки, согнутые в
коленях. И именно в этой позе он чувствует себя и удобно, и комфортно,
и безопасно.
Но вот наступили роды и малыш появился на свет божий.
Все вокруг него переменилось: из полной темноты он попал в яркий свет,
а из ограниченного тесного объема в необъятное пространство. Чтобы
понять переживания малыша, давайте попробуем представить, что
почувствовали бы вы, если бы месяца три просидели на корточках в тесном
и темном ящике на дне подземелья, а потом вас вдруг вынесли на улицу
оживленного города в яркий солнечный день и настойчиво предложили
пройтись легкой непринужденной походкой. Я думаю, что вы испытали бы
чувства, которые вряд ли можно назвать положительными: ваши глаза
слепит яркий свет, разогнуться невозможно, ноги не передвигаются - все
это вместе приносит боль и ошеломление.
Новорожденный ребенок
испытывает что-то похожее и точно так же, как взрослый человек в
вышеописанной ситуации, нуждается в постепенном привыкании к
свершившимся переменам.
Чтобы сохранить у малыша положительное
отношение к новому миру, в который он попал, нужно вернуть ему то
привычное, что у него было, - осознание формы своего тела.
Чтобы
малыш не барахтался в этом необъятном пространстве и не пугался его,
нужна обыкновенная традиционная пеленка, помогающая ему вернуть
безвозвратно утерянный "рай" и свое собственное Я.
Как только
новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же
успокаивается. Как вы теперь понимаете, это происходит не случайно.
Ведь именно с этой позой связаны его ощущения комфорта и безопасности.
Наши мудрые бабушки прекрасно понимали переживания новорожденного
младенца и поэтому-то и изобрели пеленание, как средство для смягчения
перехода из одной среды обитания в другую.
С тех далеких пор многое
изменилось, но способ рождения детей остался прежним, поэтому и
пеленание следует продолжать использовать по назначению. И не следует
бояться, что это ограничит ребенка в развитии. Вначале новорожденные
сразу же успокаиваются, как только их заворачивают в пеленки, чувствуя
привычный ограниченный объем. Через 4-5 дней они начинают вытягивать из
пеленки ручки, стремясь пососать их. Это следующий этап, когда малыш
стремится воссоздать полную картину внутриутробной жизни (внутриутробно
ребенок сосет свой пальчик или кулачок примерно с 16 недель
беременности).
Поэтому не следует расценивать высвобождение малышом
ручек как стремление освободиться от пеленки. Еще через несколько дней,
примерно к двум-трем неделям, малыш проявит интерес к окружающему миру:
начнет рассматривать комнату, лица окружающих его людей и различные
предметы, попавшие в поле его зрения. Тогда он действительно начнет
стремиться освободить из пеленок руки, и для любой любящей и чуткой
матери это будет понятным сигналом, чтобы перестать пеленать малыша с
ручками.
Многие малыши проявляют желание спать спеленутыми вплоть до
2-х месяцев. Обычно это бывает связано с трудностями рождения, если оно
было перенесено как тяжелейшая травма. В этом случае дети просто долго
не могут принять новую реальность, и тогда лучше всего дать ребеночку
возможность постепенно освоиться в новом мире, настолько скоро,
насколько малыш может это сделать самостоятельно. В данном случае
форсирование событий может принести гораздо больше вреда, чем пользы.
Поэтому
пеленайте новорожденных детей до тех пор, пока они сами не изъявят
желания выйти из пеленок. В этом случае произойдет постепенное
привыкание к новым условиям жизни и психика ребенка не пострадает. |