Действительно, если не сад, то что взамен? Конечно, если речь идет о
сложной финансовой ситуации, когда либо сад и заработок родителей,
чтобы элементарно выжить, либо нищета и большие проблемы – этот вопрос
не стоит. Однако зачастую вполне обеспеченные семьи руководствуются
соображениями вроде «острой необходимости отправлять ребенка в сад нет,
но я все равно его туда отправлю – в его же интересах», не задумываясь
над тем, действительно ли это пойдет ребенку на пользу.
Тем не менее, если уверенности в пользе сада в вашем случае все же нет,
а финансовые возможности допускают вариации в этом вопросе, в полный
рост встает вопрос, чем же сад можно адекватно заменить. И как мама, и
как психолог могу порекомендовать в этом случае школу раннего развития
– так называемую «развивалку».
Группы раннего развития – это такие заведения, где вашего
ребенка на 2-4 часа займут интересными и полезными делами в форме
игровых занятий: детки в таких группах учатся общаться, познавать
закономерности окружающего мира, ставят «опыты», изучают родной и
иностранный язык, считают, готовят ручку к письму, занимаются музыкой и
танцами – словом, овладевают всем понемножку.
Итак, каковы же плюсы развивалки в сравнении с детским садом?
1) индивидуальный подход и внимание к особенностям личности ребенка (что легко соблюсти, когда в группе 5-7 человек); 2) небольшие группы (что является нормой для хорошей развивалки); 3) акцент на развитии, а не на «общежитии», поэтому именно там лучше
могут подготовить к атмосфере школы: режим развивалки гораздо ближе к
школьному; 4) хорошие программы в грамотных руках; 5) имеют квалифицированные кадры, поскольку оплата за обучение немалая,
и, соответственно, зарплата у сотрудников – не в пример воспитателям
садов, а значит – конкурсный отбор и обязательное профсоответствие. А
если нет – родители голосуют рублем, всегда можно ребенка перевести в
другую «школку», благо их сейчас множество; 6) предоставляют возможность выбора времени посещения – а значит, отсутствует необходимость ломки биоритмов ребенка; 7) меньше грузят иммунную систему, поскольку: - в развивалки, за редчайшим исключением, в отличие от садов, не допускаются дети даже с легким недомоганием, - дети не едят и не спят совместно, - в развивалках дети не гуляют – а значит не переодеваются.
Минусы:
1) не полный день – маме придется нанимать няню на остальное время или работать на полставки; 2) нередко школы раннего развития или «группы неполного дня» – очень дорогое удовольствие.
Как видим, минусов ощутимо меньше и все они упираются в финансы.
Поэтому, если только есть возможность заменить сад развивалкой и
финансы позволяют (то есть разница не катастрофична для вашего бюджета)
– лучше выбрать именно этот вариант.
С чем же можно сочетать такие группы – ведь пребывание ребенка в них
краткосрочно, и несколько часов занятий в день не снимают вопроса о
«занятости», наполненности его дня. Другими словами, что можно
посоветовать дополнительно?
В первую очередь, занятия спортом (конечно, если и здоровье в порядке,
и возраст уже позволяет). Идеально – плавание, причем лет до 6 идет
речь об «адаптации к воде и обучении навыкам поведения в воде и
элементам плавания», а о серьезных тренировках вопрос может встать лишь
лет с 6-7. С этого же возраста рекомендуется большой теннис.
Это – то, что можно практически любому здоровому ребенку. По остальным
видам нужна консультация с врачом – все зависит от специфики спорта и
состояния здоровья малыша.
А что делать, если ребенок увлекается чем-то еще, помимо активного
движения? Для пластичных в этом случае можно порекомендовать
гимнастические и танцевальные группы. Для любителей лицедейства –
группы актерского мастерства для малышей. Для интеллектуалов – шахматы
(моего сына взяли в неполных 5 лет; тут главное, чтобы ребенок умел
хорошо считать и понимал основы геометрии – имел понятия о линии,
площади, расстояния и т.д.). Для прикладных талантов – рисование,
скульптура (лепка), музыка, бисероплетение, народные промыслы – кому
что дано.
Ну а если речь идет о 2-3 летних малышах, то главное – это неленивое и небестолковое внимание родителей.
|