Дорогие родители! Данные занятия по развитию речи предназначены для
занятий с детьми от 2-х до 6-ти лет. Они помогут понять, правильно ли
говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет,
правильно ли он связывает их между собой и произносит, как разбирается
в окружающем. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он
учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам.
Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не
включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать
органы слуха, не допускать хронических насморков. К трем годам, как
правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить
фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и
воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых
строится речь. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на
собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с
ребенком громко, не говорите быстро.
Встречая в заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого
устанавливает связи между ними, учится передавать словами увиденное. У
него растет активный словарь (слова, которые он употребляет в речи),
нормализуется грамматический строй, произношение. Учитывая возраст и
уровень речи ребенка, начинайте занятие с самого знакомого материала,
например с темы "Игрушки". Затем переходите к более сложным
упражнениям. Начиная занятие, сами проявите заинтересованность.
Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку.
Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно. Не
занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что ребенок стал менее
внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в
следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились.
Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени
повторяйте пройденные темы. Не забывайте похвалить ребенка. Почаще
задавайте вопрос "Почему?". Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не
с первого раза. Помогите наводящими вопросами. Наберитесь терпения! К
каждой теме даются советы и пояснения для родителей. В упражнениях дана
не только система необходимых ребенку знаний, но и показано, как нужно
подходить к материалу, как помочь понять и усвоить определенную тему.
Приводится также много упражнений, помогающих развитию мышления, умению
устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различие между
предметами. Материалы подобраны на основе программы логопедических
групп детского сада.
Данные упражнения могут служить полезным пособием не только для
родителей, учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, это и база
для успешного обучения в школе. Особенно полезен он будет при
обследовании речи дошкольников. Много нужного найдут в нем и
воспитатели не только логопедических, но и массовых групп. Весь
предоставленный материал, Вы можете также распечатать и использовать в
качестве настольного пособия. |